Обзор evercare об использовании БЛА в системе здравоохранения разных стран мира

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) оказались великолепными помощниками в условиях пандемии COVID-19, когда важно свести контакты между людьми к минимуму, чтобы остановить распространение вируса. При этом они могут оперативно и недорого доставить не только медицинские товары в больницу, но и образцы биоматериалов — к месту тестирования, провести дезинфекцию территории и многое другое. О том, как используют БЛА в разных странах мира, — сегодняшний обзор evercare.

Не было бы счастья, да COVID-19 помог

По данным World Economic Forum, более чем в 15 странах беспилотные летательные аппараты использовались для переброски в больницы средств индивидуальной защиты, лекарственных средств и даже медицинского оборудования. К слову, времена, когда крылатые помощники могли перемещать лишь небольшие и не слишком тяжелые грузы, остались в прошлом. Компания Astral Aerial Solutions представила рынку доставочный беспилотник с полезной нагрузкой 2 тыс. кг, который может пролететь 1200 км с максимальной скоростью 230 км/ч и приземлиться на воду, если это необходимо.

В Японии в июле этого года впервые в стране пациент получил полный цикл медицинской помощи, не выходя из своей комнаты. Он удаленно прошел медицинское обследование, по итогам которого врач назначил ему лечение, а фармацевт — провел консультирование, после чего дрон через несколько минут доставил все необходимые лекарственные препараты. Эксперимент был проведен специалистами медицинского университета Асахикава. Участником пилота стал 80-летний дедушка, больной сахарным диабетом, который проживает в доме для престарелых, расположенном примерно в 500 метрах от университета. В Китае и Гане БЛА включили в работу по сбору образцов биоматериалов пациентов и переправки их в медицинские организации для тестирования на коронавирус. Дроны использовались для дезинфекции рынков и других общественных мест под открытым небом в Испании, Индии, Чили, Марокко, Индонезии, несмотря на предостережения британского журнала «Ланцет: Инфекционные заболевания» не делать этого из-за недоказанной эффективности и потенциального вреда для окружающей среды.

В Австралии, США, Саудовской Аравии и Италии с их помощью осуществляли мониторинг температуры тела людей на улицах, выявляли чихающих и кашляющих граждан. Для них дроны проигрывали соответствующие аудиообращения, призывали вернуться домой или обратиться к врачу. В Монголии и Германии таким образом выслеживали тех, кто не соблюдает социальную дистанцию или не носит медицинскую маску.

В китайском Ухане беспилотники освещали строительную площадку временной инфекционной больницы. Строительная фирма Geek Bridge International использовала шесть осветительных дронов, парящих в 50 метрах над землей. Они в состоянии работать источником света непрерывно в течение 10 часов на одном заряде.

В Южной Корее беспилотники были призваны прославлять работников здравоохранения и просвещать население по вопросам профилактики COVID-19.

Полеты после коронакризиса

Не все эти эксперименты, вероятно, будут продолжены в долгосрочной перспективе. Однако бизнес-модели, которые стартовали до начала пандемии, скорее всего, существенно нарастят свою прибыль на фоне развития нового коронавируса. А беспилотная доставка медикаментов и медицинских изделий в трудно доступные и удаленные местности, вероятно, будет развиваться более быстрыми темпами после пандемии.

В некоторых странах еще до коронакризиса поняли, что дроны способны помочь решить актуальные проблемы отрасли: доступности медицинской помощи и повышения эффективности расходов на здравоохранение.

Бельгийская компания VVA проанализировала затраты больницы в Руане (Франция) на доставку биомедицинских образцов в диагностическую лабораторию. Она сравнивала показатели двух видов транспорта: электромобиля и беспилотника. Оказалось, что при среднем расстоянии в 6,3 км между структурными подразделениями и ежедневном количестве 55 образцов, гораздо экономнее использовать винтовую машину. У электромобиля уходило на доставку 42 минуты, у дрона — 15. Больнице услуги первого обходились в 4,59 евро за одну поездку, второго — 1,92 евро.

В Африке из-за сложного рельефа доставка между местностями на автотранспорте может занимать очень много времени. По данным разработчиков из компании Zipline, активно внедряющих свою технологию в Танзании и Руанде, расстояние, которое машина проходит за 4 часа, беспилотник может преодолеть за 15 минут. При этом доставлять по воздуху в такие сжатые сроки можно не только лекарства, включая термолабильные вакцины, но и донорскую кровь и ее компоненты.

В высокоразвитых США проблема несколько иная: без малого 3 тыс. почек, изъятых у доноров для последующей пересадки, «выбрасываются» из-за задержек с их доставкой реципиентам. Использование дронов позволяет сократить время на транспортировку до 70%, считают в AiRXOS. В прошлом году компания успешно осуществила ее по заказу клиники Мэрилэндского университета. Это была первая в истории беспилотная доставка человеческого органа.

В скором времени в некоторых общественных местах в России по примеру зарубежных стран должны появиться дефибрилляторы. В США пошли еще дальше. Там создано решение, которые позволяет службе 911 направлять беспилотник скорой помощи TU Delft с дефибриллятором к пациенту, чье сердце остановилось. Он оборудован видеосвязью, благодаря которой сотрудники скорой помощью могут проконсультировать прохожих о том, как выполнить искусственное дыхание и использовать автоматический дефибриллятор, пока не прибудут парамедики.

Рынок дронов на взлете

Исследовательская фирма Global Market Insights прогнозирует, что рынок медицинских дронов, оцениваемый в $ 88 млн в 2018 году, достигнет $399 млн к 2025 году. Самыми динамично развивающимися будут два сегмента: связанные с доставкой донорской крови и ее компонентов (вырастет за этот период на 24%) и с оказанием скорой медицинской помощи (25%).

Подготовила Екатерина Погонцева

Поделиться

Источник